Умей себя подать (самопрезентация)
Ты хочешь получить работу? Сделать карьеру? Твой успех зависит от многого: профессиональной подготовки, таланта, работоспособности, поддержки влиятельных людей, везения. Но главное - с умом провести собственную рекламную кампанию.
ГДЕ РАБОТАТЬ?
Прежде всего необходимо проанализировать спрос на твою специальность и определить адресат рекламного воздействия. Выясни и расклассифицируй информацию о всех существующих в твоем регионе организациях, способных стать местом приложения твоих сил. Тебя должно интересовать все: категория предприятия, владельцы, положение на рынке и перспективы на будущее, идеология, традиции, реклама и, разумеется, средний уровень заработной платы и установленные в данной организации требования к молодым сотрудникам.
КАК ЗАЯВИТЬ О СЕБЕ?
Выбор средств трудоустройства нужно тоже как следует продумать. Можно и нужно звонить кадровикам, посылать факсы-резюме, использовать INTERNET -рассылки. Постарайся обеспечить себя рекомендациями авторитетных людей, организаций, в том числе, если это необходимо, со стороны ХНУ им. В.Н.Каразина.
ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ И УМЕЕШЬ?
Чтобы достойно себя представить будущему работодателю необходимо изучить качества рекламируемого товара. Это достаточно серьезная задача, особенно когда этот товар - ты сам. В первую очередь нужно провести "инвентаризацию" своих базовых знаний и навыков: еще раз внимательно просмотри перечень тех дисциплин, которые ты изучал в Университете, попытайся записать для себя в виде краткой аннотации основное содержание знаний по твоей специальности, и сформулируй их таким образом, чтобы они соответствовали специфике того места работы, на которое ты претендуешь.
КТО ТЫ ТАКОЙ?
Твои личностные характеристики также должны быть подвергнуты тщательному анализу. Составь два списка качеств: качества, которые являются твоими достоинствами и качества, которые в меньшей степени будут способствовать твоему продвижению. Анализ этих списков позволит тебе оценить свои возможности при собеседовании и сделать акцент на сильных сторонах твоей личности. Результаты своей аналитической деятельности ты можешь оформить в виде резюме, где в краткой форме (сначала для себя) перечисли свои анкетные данные, свои достижения и все то, чем ты занимался до последнего момента.
Следующий этап твоей рекламной кампании - СОБЕСЕДОВАНИЕ с представителем организации, в которой ты хочешь работать.
Здесь очень многое зависит от того, какое впечатление ты сумеешь произвести на работодателя. Цель работодателя - найти сотрудника, обладающего подходящими профессиональными и человеческими качествам. Твоя задача - доказать, что ты как раз являешься именно этим человеком. Этот процесс называется самопрезентацией .
ПОДГОТОВКА К ВСТРЕЧЕ
Как и любое серьезное дело самопрезентация требует тщательной подготовки. Не полагайся на свою способность импровизировать. Необходимо заранее узнать как можно больше об основных профессиональных и личностных характеристиках работодателя, его требованиях к претенденту на данную вакансию. Если получить информацию не удалось, помни, что многие руководители отдают предпочтение умным людям. А это при первой встрече проявляется прежде всего в том, насколько четко и лаконично ты умеешь излагать свои мысли. Научись давать краткие и четкие ответы на те стандартные вопросы, которые тебе обязательно зададут: "Что Вы умеете делать?", "Какие у Вас преимущества по сравнению с другими претендентами?" Но помни, что за всеми этими вопросами кроется один: "Как можно с максимальной эффективностью использовать Ваши знания в нашей работе?" Поэтому твои ответы должны быть целевыми, отражающими специфику данного предприятия и ориентированными на конкретного работодателя.
КАК ПОНРАВИТЬСЯ?
Для решения задач, возникающих непосредственно в ходе собеседования можно использовать различные стратегии самопрезентации.
РАССКАЖИ О СЕБЕ . В первую очередь тебе необходимо привлечь внимание работодателя, вызвать у него интерес. Для этой цели полезно использовать такую стратегию как похвала себе (самовосхваление ) - позитивные высказывания о себе, своих намерениях, мыслях, чувствах. Расскажи, например, что ты очень хочешь попасть на это место; что у тебя есть все необходимые для данной вакансии качества (современные знания именно в данной области; энтузиазм; творческие способности; умение быстро овладевать новыми, необходимыми именно в этой организации видами деятельности; умение адаптироваться к изменяющимся условиям, ответственность, огромное количество нерастраченной энергии и т.д.). Возможно, подобное самовосхваление не соответствует традициям, сложившимся в нашей культуре, где скромность - одно из основных достоинств. Однако сейчас очень многое меняется, в том числе и правила приема на работу. Поэтому любому из нас стоит прежде всего научиться играть по новым правилам.
Твой внешний вид тоже должен говорить о многом - хорошем вкусе, уважении к месту, куда ты пришел, желании соответствовать стилю компании. Поэтому предварительно узнай, как принято одеваться в той организации, куда ты идешь. Но, в любом случае, деловой стиль в одежде тебя не подведет.
ДОКАЖИ . Высказывания о своих положительных качествах должны быть доказательными . Для достижения этой цели можно использовать такую стратегию как самопродвижение - это открытое проявление свидетельств собственной компетентности и квалификации в действиях, демонстрация дипломов, сертификатов, патентов и пр. Самопродвижение отличается от похвалы себе тем, что здесь ты не просто утверждаешь о себе что-либо, но подкрепляешь это реальными делами или неоспоримыми фактами, свидетельствами этих реальных дел. При этом реальная демонстрация своих возможностей часто оказывается предпочтительнее предъявления сертификатов и дипломов. Например, если ты утверждаешь, что свободно владеешь иностранным языком, то ты должен быть готов реально продемонстрировать свои знания и постараться не делать элементарных ошибок. Необходимо помнить, что почти каждое наше действие имеет самопрезентирующее значение и "случайные" сигналы могут оказаться более важными, чем намеренные. Поэтому, если не можешь подтвердить свои возможности реальными действиями, то, по крайней мере, не опровергай их.
Хорошо также сказать и о том, чего ты ждешь от этой работы, сформулировать свои запросы и цели. Например: "Мне хотелось бы работать с техникой", "Мне хотелось бы, чтобы моя работа была построена на общении с людьми" или "Мне хотелось бы проводить научные исследования" и т.п.
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМА . Еще одна задача, которую необходимо решить в ходе собеседования - это повышение своего социального статуса в глазах работодателя. Здесь может помочь такая стратегия самопрезентации как ссылка на авторитет - ссылка на знакомых тебе людей, являющихся одновременно авторитетными примерами для твоего собеседника. Не бойся показать, что тебя уже успели оценить по достоинству. Для этой цели можно использовать рекомендательные письма, официальные отзывы, саморекомендации (упоминание вскользь, как бы невзначай, имен известных людей). Однако необходимо помнить, что примером может быть только человек, авторитетный именно в данной области или для данного собеседника.
Таким образом, приведенные выше стратегии самопрезентации помогают решить следующие задачи: привлечение внимания работодателя, убеждение его в наличии у тебя качеств, необходимых в данной организации, повышение твоего социального статуса.
Однако, даже обладая университетским дипломом и лучшими отзывами, ты не застрахован от неблагоприятного исхода собеседования. Обычно вакансия достается человеку, который не только компетентен в своей профессии, но и способен к установлению человеческих контактов. Многие руководители действуют по принципу: "Важно, чтобы человек был хороший". Поэтому проведенные тобой переговоры должны привести к следующим результатам: найти общий язык с работодателем и произвести на него благоприятное впечатление.
Таковы основные требования к процедуре самопрезентации. Как видишь, ее успех зависит, с одной стороны, от того, насколько хорошо ты сумел к ней подготовиться, а с другой - от того, насколько ты готов быстро реагировать на возникающие ситуации.
БУДЬ ОПТИМИСТОМ!
Стремясь сделать карьеру, постарайтесь везде оставить о себе только хорошее впечатление. Даже если ты получил отказ, это вовсе не означает, что дверь закрылась для тебя навсегда. Если ты понравился, твои характеристики наверняка будут занесены в соответствующую базу данных и спустя время тебе могут сделать новое предложение. Надейся на будущее. Главное, чтобы хватило сил и выдержки.
Помни, диплом ХНУ был и остается высокопрестижным в Харькове, Украине, за рубежом! Желаем успеха!